Восстановительный поезд: «Скорая помощь» железной дороги

В акционерном обществе "Узбекистон темир йуллари" при региональных железнодорожных узлах функционируют цеха под названием «Восстановительный поезд». Это, на самом деле, самая что ни на есть "Скорая помощь" на железной дороге.

Стоит отметить, что Восстановительный поезд находится в состоянии постоянной готовности, работники дежурят круглые сутки. В любой момент состав готов выдвинуться к месту чрезвычайной ситуации и всё необходимое для ликвидации ЧС и обеспечения безопасности на железнодорожных путях, а также в зоне его ответственности уже имеется в составе и боевой готовности.

Всего по Узбекистану имеется 13 цехов «Восстановительный поезд». Расстояние между пунктами постоянной дислокации восстановительных поездов должно быть не более 200 км. Главная задача, которая стоит перед бригадой подвижного состава, заключается в обеспечении скорейшего возобновления движения железнодорожного транспорта в самое короткое время.

О порядке работы, организации действий и функциональной схемы цехов на примере Восстановительного поезда-3291 ст.Тукимачи.

Главным «инструментом» для проведения необходимых работ, во всех цехах является сам подвижной состав, именуемый восстановительным поездом, который имеет все необходимое оборудование и инструменты непосредственно на борту.

Кроме всего прочего, в ведении цеха «Восстановительный поезд-3291» ст.Тукимачи имеется 3 подъемных крана и различные приспособления для поднятия крупногабаритных грузов. Грузоподъемность данной техники составляет 125 тонн, 250 тонн и 360 тонн. Кроме того имеется тяговая техника, бульдозеры и автомобили.

Как известно, последствия возникновения чрезвычайных ситуаций имеет разный характер. Бригады на месте происшествия могут проводить большое количество времени и могут находиться в самых отдаленных локациях, где местность не располагает комфортными условиями. В связи с этим, в целях отдыха бригад выезжающих на место ликвидации аварии, направляется и пассажирский вагон оснащенный кухней, столовой, душевой кабинкой и порядка 22 спальных мест.

Также для снабжения электроэнергией в поезде и на месте ЧС предусмотрено наличие электростанций. При необходимости производить работы в тёмное время суток предусмотрены прожекторные установки. Необходимо особо подчеркнуть, что на каждом предприятии восстановительного поезда имеется и отличительная техника характерная рельефу и погодным условиям и его непосредственной дислокации. К примеру, ситуация может заметно усложниться, если авария произошла в тоннеле или на мосту, поэтому в таких случаях применяется более усовершенствованная техника со своими характерными особенностями.

Как отмечалось выше, дежурная бригада и диспетчер находится на рабочем месте 24 часа ежедневно. Важно подчеркнуть и то, что каждый работник восстановительного поезда в не рабочее время всегда должен быть на связи. В день диспетчер 2-3 раза проверяет связь с каждым из них по личному номеру.

В случае аварийной ситуации с единого диспетчерского центра поступает звонок, и диспетчер восстановительного поезда оперативно принимает и регистрирует информацию об объекте и о ЧС.

– Каждая аварийная ситуация уникальна по своему характеру, и, к примеру, нет полностью одинаковых случаев, когда вызывается восстановительный поезд, – говорит Хусан Пейсенов, мастер Восстановительного поезда-3291 ст.Тукумачи. – Работа в этом случае проводится в соответствии с выработанной общей тактикой восстановительного процесса, которая подразумевает несколько этапов. Первый этап – это сбор информации происшествия, второй – доставка транспортной единицы к месту аварии и проведение восстановительных работ. При поступлении информации о каком-либо происшествии незамедлительно принимаются меры. Что касается времени отправления составов, то в рабочие часы оно составляет не более 40 мин, а в другое время – до 50 минут.

В первую очередь нужно отметить, что путь для проезда техники для ликвидации ЧС должен быть полностью освобожденным. Движение восстановительного поезда по магистрали осуществляется внеочерёдно, он имеет преимущество перед всеми видами подвижных составов. В случае необходимости как грузовые, так и пассажирские поезда останавливают своё движение и пропускают восстановительный поезд. Согласно утвержденной схемы формирования восстановительной техники на железнодорожных путях на передней позиции находятся краны, затем тяговая техника и потом всё остальное.

После сбора всей необходимой информации на место происшествия направляется один ремонтно-восстановительный поезд либо несколько составов. Для исправления ситуации, связанной со сходом поезда с рельсов, выбирается оптимальное решение по его подъему.

Сход практически всего состава почти всегда сопровождается повреждением железной дороги. В связи с этим к восстановительному процессу предъявляются высокие требования. Непосредственно перед работами специальная группа людей производит сбор материалов, которые помогут пролить свет на причину возникновения аварии.

Вся восстановительная процедура производится по стандартной схеме. В первую очередь убирается поврежденный состав с путей и грузы. Во избежание потери дорогого груза организуется порядок его охраны и уборки. В дальнейшем аварийно-восстановительный поезд используется при необходимости ремонта рельсов. При этом он производится не после полной уборки состава, а по мере освобождения путей от вагонов.

– В декабре 2021 года, на станции Чукурсай произошел сход 4 грузовых вагонов, – говорит Рустам Дабутов, заместитель начальника Восстановительного поезда-3291 ст.Тукимачи. – В оперативном порядке на место происшествия выдвинулась дежурная бригада и личный состав. Для ликвидации схода был задействован кран и гидравлическое оборудование. К счастью, подобные случаи происходят крайне редко, но, несмотря на это вся техника ежедневно задействована в учебных целях.

В настоящее время применяется современная техника, но, несмотря на это, качество работы напрямую зависит от квалификации персонала. В моменты, когда нет аварийных ситуаций, на восстановительном поезде проходят различные учения, где оттачиваются навыки, скорость и слаженность бригады.

Следует отметить, что постоянная готовность технических средств и железнодорожного подвижного состава определяется их исправностью. «Восстановительный поезд-3291» ст.Тукимачи с большой периодичностью производит планово-предупредительную работу, техническое обслуживание, а также ремонт всей техники находящейся в их ведении. Это необходимо для надлежащего содержания технического средства и железнодорожного подвижного состава в течение всего жизненного цикла.

На сегодняшний день, оценка деятельности восстановительных поездов проводится по четырем основным направлениям: ведение аварийно-восстановительных работ; состояние готовности восстановительных поездов; экономическая эффективность деятельности восстановительных поездов и состояние охраны труда. Основное направление – это, конечно, ведение аварийно-восстановительных работ. Подводя итоги, важно отметить, что указанные основные направления деятельности по формированию эффективной работы Восстановительного поезда-3291 можно назвать успешными.

Информационно-аналитический медиа центр

0
0

Использование материалов официального сайта АО «Узбекистон темир йуллари», в том числе републикация, возможно только при выполнении условий.

НЕСОБЛЮДЕНИЕ УКАЗАННЫХ УСЛОВИЙ ЯВЛЯЕТСЯ НАРУШЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН