Жизнь посвящённая железной дороге, её становлению и процветанию
В истории железных дорог Центральной Азии под грифом «Светлая память» много достойных, во истину исторических личностей, людей, внёсших неоценимый вклад в развитие и расширение стальных магистралей. Однако, есть человек, о котором без преувеличения можно сказать: такого не было и пока нет на всём постсоветском пространстве. А летопись его жизни и деятельности на самом деле является готовым сценарием для художественного фильма об удивительном, можно сказать, феноменальном человеке. Очередной очерк, в преддверии 9 Мая – Дня памяти и почестей, посвящён Кадырову Азизу Мавляновичу (1913 – 1995 г.г.), более 40 лет руководившему железной дорогой региона.
Занять руководящую должность такой масштабной отрасли экономики дано далеко не каждому, а вести грамотную деятельность на протяжении многих десятков лет способны только избранные и только истинные патриоты своего дела. Именно таким помнят Азиза Мавляновича многие ветераны и современники железнодорожной сферы. Из уст в уста передаются его образцовая профессиональная деятельность, непоколебимый авторитет, достойная управленческая школа.
Как и все выпускники Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта он начинал работу на разных должностях, начинал с самых низов. Его пытливый ум, постоянное совершенствование себя и своих навыков, чрезмерная ответственность и дисциплинированность не остались не замеченными вышестоящим руководством. И в 1939 году в свои 26 лет он был назначен начальником службы движения Ташкентской, а в 1943 году он уже стал начальником управления Ташкентской железной дороги, позже возглавлял Среднеазиатскую железную дорогу.
На времена его правления пришлись самые разные периоды развития железной дороги. Годы II Мировой войны проверили на профессионализм всю Ташкентскую железную дорогу. Казалось бы, этот регион находится очень далеко от полей сражения, в глубоком тылу и его не касались военные действия. Однако, объём работы железнодорожников возрастал с первых дней войны. Особенно, когда в Узбекистан по железным дорогам хлынул поток эвакуированных людей, потянулись вереницы эшелонов с оборудованием демонтированных заводов и фабрик. Всё это следовало принять, разгрузить, обеспечить сохранность для использования нужд фронта и здесь нужно отметить, что большую роль здесь сыграло принятие оперативных и верных решений руководства Ташкентской железной дороги.
Подобным испытанием для железных дорог стало также разрушительное землетрясение, произошедшее в Ташкенте в апреле 1966 года. Тогда Управление дороги сделало всё возможное не только для разгрузки большого потока грузовых составов со строительными материалами. Азиз Мавлянович находился на работе и днём и ночью, оперативно решая все важные вопросы. Но ситуация требовала решения ряда вопросов и целеустремлённый и грамотный управленец обратился за поддержкой в Министерство путей сообщения. Однако, по началу, там в Центре думали, что ситуацию на самом деле "раздули". Но Азиз Мавлянович добился положительного решения вопроса об оказании материальной и технической помощи для устранения проблем, которое повлекло за собой стихийное бедствие. В этой связи следует отметить, что среди прочих, заслуживающих уважения качеств, о которых мы поведаем ниже, Азиз Мавлянович отличался особой дипломатичностью. Она и в этот раз позволила обеспечить доставку в Ташкент необходимые средства и материалы, специальные краны, маневровые локомотивы и многого другого, что позволило ускорить темпы строительства и восстановления столицы Узбекистана, и уже к концу того же года всех жителей, проживающих в палатках, обеспечить жильём.
Это только маленькая толика описанная в качестве показательного примера грамотного управленца. Здесь особо хочется остановится на его профессиональных и человеческих качествах, его активной общественно-политической деятельности. Такое длительное пребывание в кресле руководителя объясняется тем, что он чрезвычайно ответственно и грамотно относился к возложенным на него обязанностям, проявлял инициативу, всегда был в гуще всех свершений и потребностей республик Центральной Азии. Его умение устанавливать деловые контакты позволяло решать не только узко-железнодорожные проблемы, но и народного хозяйства Республики Узбекистан того времени. Его очень уважали и ценили руководители железнодорожных администраций других стран. В годы его руководства Среднеазиатскую дорогу ставили в пример железным дорогам других стран, Азиз Мавлянович был инициатором многих интересных нововведений. В списке его наград государственного уровня числятся порядка 20 разных наименований, среди которых имеются ордена и медали высоких званий. К примеру, Герой труда, Заслуженный инженер Узбекистана, заслуженный работник транспорта Туркменистана, дважды награждён знаком «Почётный железнодорожник».
Примечательным является его внимание к подбору кадров и их становлению на дороге. Он «вырастил» многих замечательных руководителей, которые и поныне плодотворно трудятся на железнодорожном транспорте и в других отраслях народного хозяйства нашей страны. При полной самоотдаче в работе, он не выпускал из поля зрения социальные вопросы, например, улучшения жилищно-бытовых условий железнодорожников. Кроме того, он всегда уделял особое внимание здоровью железнодорожников, созданию условий для восстановления и лечения. К примеру, зная что путейцам приходится работать в любое время суток и любое время года, невзирая на зной и морозы, контролируя состояние железнодорожного полотна, он не мог не думать об этом и поэтому создавал всевозможные условия для них. Вопросы безопасности движения поездов всегда ставил превыше всего. На селекторных совещаниях всегда начинал с этого вопроса и только потом переходил к рассмотрению других.
Следует подчеркнуть, что он был человеком удивительно широкой души, образованный. Стиль его работы был настолько поучительным, что все вокруг пытались подражать ему в работе. В первую очередь он был требователен к себе, скромен, но в то же время инициативен, к делу старался иметь творческий подход и личным примером учил других такому же отношению к работе и своим обязанностям. Он сумел удивительным образом создать дружественную атмосферу в большом коллективе. Он всегда говорил медленно и тихо. Слова его были весомы и убедительны. Никто не знает случая, чтобы он повысил на кого-то голос. Это спокойствие и уравновешенность даже в самые острые моменты передавались окружающим. Всё это вкупе позволяло успешно решать сложные вопросы, в том числе государственной важности.
Интересно, что при всём этом, он был очень интересным собеседником, хорошо знаком с классиками литературы не только узбекской, русской поэзии, но и зарубежной. В его доме сохранилась богатая библиотека, где среди перечисленной выше литературы отдельное место отведено научно-техническим изданиям. Азиз Мавлянович лично занимался внедрением достижений науки и совершенствованием технологического процесса организации труда и производства. На совещаниях всегда подчёркивал, насколько важно заниматься развитием железной дороги посредством науки.
Удивительно, как в одном человеке могут пересекаться такие разные качества характера! Как можно успевать столько, ведь в сутках всего 24 часа! Ответ, возможно, лежит в его детстве, которое было очень и очень тяжёлым, полное испытаний судьбы, горестей и потерь. Он рано остался без родителей, познал обман и коварство мачехи, которая после смерти отца бросила его одного вместе и парализованной бабушкой. Он жил на иждивении родного дяди, который тоже вскоре умер и он, 9 летний мальчик остался совсем сиротой. Тогда он дал себе слово, что будет добиваться всего в жизни сам и рассчитывать только на себя. В учёбе он ставил перед собой задачи и учился постигать всё возможное, постоянно работал над самосовершенствованием. Постоянно полуголодный, худощавый парнишка, хватался за любую работу, даже зарабатывал посильной работой на дехканском рынке. Здесь следует отметить, его феноменальную память. Даже по выходу на пенсию, он ясно мог назвать всех машинистов по имени и отчеству. В годы работы во время докладов он никогда не пользовался напечатанным текстом, вся информация запоминалась им заранее.
После того, как его проводили на заслуженный отдых, Азиз Мавлянович в течение ряда лет работал в Ташкентском метрополитене. Он много сделал для воспитания молодых специалистов подземки. Одно то, что Азиз Мавлянович работал там, поднимало престиж метро, делало честь всему коллективу метрополитена, каждый уважал и ценил его.
Азиз Мавлянович очень любил свою семью, дорожил своей супругой – Махбубой Шамсиевной и своих детей – Дильбар и Тахира. В их доме всегда любили гостей. За дастарханом собирались самые разные люди, коллеги, родственники, знакомые. В такие минуты все видели в нём душевного тамаду, шутника и весельчака. В их доме часто звучал маком, Азиз Мавлянович был ценителем узбекской национальной классической музыки.
Сегодня славный род Азиза Мавляновича продолжают его дочь - Дильбар Азизовна (увы, сын героя очерка - её брат, скоропостижно скончался), подросли его 8 правнуков, уже родился первый пра-правнук. Каждый из них несомненно гордится своим удивительным предком, оставившим в наследство своё имя, весомую историю и вклад в развитие железнодорожных магистралей нашей страны, которыми гордятся не только они, но и все железнодорожники, наши современники.
Сегодня, когда мы вспоминаем этого удивительного человека, легендарного руководителя и отдаём дань его светлой памяти, искрене хочется, чтобы подрастающая молодёжь знала подробнее о таких личностях и старалась идти по их стопам.