Броненосец на железной дороге...

Историческая победа Второй мировой войны – результат героических усилий миллионов солдат и офицеров, народных ополченцев и тружеников тыла. В этой борьбе особенно отмечена немалая заслуга и железнодорожников. 

Более 500 бронепоездов – стальных крепостей на колесах действовали на фронтовых магистралях. Из них 230 зенитных, защищавших небо над станциями, разъездами, перегонами от налетов вражеской авиации. Бронепоезда участвовали практически во всех фронтовых операциях, отважно защищали железнодорожные узлы, прикрывали сосредоточение и развертывание советских войск, отличались смелыми, внезапными налетами на позиции врата. В формирующиеся экипажи уходили машинисты, их помощники, кочегары, главные и старшие кондукторы, поездные вагонные мастера, связисты, путевые рабочие. Рядом с артиллеристами, зенитчиками, пулеметчиками суровую боевую вахту несли железнодорожники–добровольцы в черных шинелях и те, кто боролся за жизнь солдатов, получивших страшные ранения – медики. Среди них и герой нашего сегодняшнего очерка – Сабир Алимович Валиханов.

Молодой Сабир был призван на службу в армию в конце 1939 года в город Хмельник, в строевую роту, солдатом. Потом ему, медику, предложили должность фельдшера в санчасти, но командир роты, в которой он нес на тот момент службу, не отпускал его в течение трех месяцев... Очень уж дорожил он солдатом. Узбек, хорошо владевший русским языком, проводил политзанятия, был очень исполнителен. И все же, спустя три месяца, Сабира вызвали в штаб, а затем направили в распоряжение санитарного управления дивизии, что находилось в Виннице (Украина). Там он получил назначение старшего военфельдшера военного госпиталя.

– Когда прибыл туда, то оказалось, что госпиталь только формируется, и мне пришлось поначалу быть в санчасти 334-го стрелкового полка, – вспоминал сам Сабир Алимович. Начальник санчасти военврач третьего ранга Курочкин назначил меня начальником полковой аптеки. Там я пробыл два месяца. А когда мне предстояло приступать к работе в госпитале, то Курочкин не хотел отпускать меня со словами: «за Валиханова отдам трех фельдшеров, только его не трогайте». Так молодой Сабир остался в полковой аптеке. Потом его назначили заведующим гарнизонного склада медицинского и ветеринарного имущества.

... Двадцать второе июня 1941 года. Грянула война. На четвертый день войны, находясь в полку, Валиханов во время бомбежки получил осколочное ранение и сотрясение мозга, как он говорил, легкое. В госпиталь не лег. Срочно приступил к эвакуации гарнизонного склада в Киев. До Киева не доехали. Немец отрезал путь. Повернули в Красноармейск. Снова путь был перерезан. Тогда взяли курс на Донбасс, потом Харьков, наконец, Куйбышев (Екатеринбург), Молотов (Пермь). И уже тут, на станции Бахаревка, сдали имущество на военный склад. Потом поехали в Свердловск, в распоряжение Уральского военного округа. Оттуда Сабира направили старшим военным фельдшером 39-го отдельного дивизиона бронепоездов, который формировался в Челябинске. С.А.Валиханов прибыл в дивизион в январе 1942-го, попал в часть боевого действия в районе Горбаева-Поточная, затем Ефремово-Елец Брянского фронта. Дивизион, состоящий из двух бронепоездов, уничтожил несколько немецких самолетов. Затем был переброшен под Курск, где в составе 40-й армии участвовал в отражении первых ударов летнего наступления гитлеровцев в 1942 году в Воронежском направлении. В конце июня враг перешел в наступление на юге. Подкрепления нашему ослабленному сильнейшим ударом фронту не было. В образовавшуюся брешь в 300 километров хлынули немецкие танковые и моторизованные дивизии. Одна группа армии устремилась на Кавказ, вторая — прямо на Восток, к Волге. Это был тяжелый бой. По воспоминаниям очевидцев, в течение четырёх дней бронепоезда отражали атаки с воздуха, одновременно отбивая атаки танков и мотопехоты.

Бронепоезда двигались по направлению к Старому Осколу, на выручку своих танковых частей, прикрывая их отход. Теми жаркими, в буквальном и переносном смысле этого слова, днями 42-го года, фельдшеру Валиханову из Узбекистана пришлось пережить трагические минуты. Двадцать восьмого июня немецкие самолеты бомбили Старый Оскол с самого рассвета до наступления вечера. Оборонная станция в первый день отбивала атаки фашистов с воздуха. Бронепоезда вели заградительный огонь, чтобы не допускать бомбардировки самолетами противника вдоль линии железной дороги. Над Старым Осколом было сбито четыре бомбардировщика противника, повреждены более десяти. На другой день, 29 июня, прикрывая отход четвертого танкового корпуса, бронепоезда отразили атаки более десяти самолетов. А когда 30 июня дивизион был переподчинен 24 танковому корпусу, то совместно с танкистами отражал атаки немцев. 2 июля прикрывая отход этого танкового корпуса, которым командовал генерал Богданов, и защищая Старый Оскол, дивизион бронепоездов попал в полное окружение. Немцы бомбили мост и Шатиловку и летали здесь до ночи. Много было работы у военфельдшера Валиханова. Перебегая от одного пострадавшего к другому, он оказывал им первую медицинскую помощь. Не избежал личный состав и потерь. К вечеру, в 19:00, (события этого дня до минут врезались в память Сабира Алимовича) был получен приказ командования: «Уничтожить материальную часть бронепоездов и вывести личный состав в направлении станции Лиски». Выполняя приказ, экипажи взорвали бронепоезда. Потеряв в бою девять человек, стали отходить в лес...

Более чем полвека отделяют нас от трагических событий тех дней. Но не меркнут они и продолжают жить в памяти ветеранов. И чем больше время отдаляет ставшее уже историей прошлое, тем неистребимее становится желание очевидцев донести до современников живые свидетельства огненных сороковых.

Сабир Алимович Валиханов, человек преклонного возраста, не жалел сил на поиски своих однополчан, на воссоздание летописи славного пути бронепоездников, и не только своего дивизиона. Он смог установить связь с председателем Совета ветеранов-бронепоездников при музее истории войск Московского военного округа П.Сидоровым. В ответ на письмо ветерана войны из Узбекистана, П.Сидоров обратился к Сабиру Алимовичу с просьбой совместного поиска бывших воинов 39-го дивизиона и попросил рассказать о своём боевом пути в ответном письме. Сабир Алимович ответил на вопросы о своей родине, о том как попал на бронепоезд и где строился 39-й Отдельный дивизион бронепоездов. Со своей стороны П.Сидоров, пообещал включиться в поиск и по итогу всё подробно сообщить.

В дни празднования 43-й годовщины Победы в мае 1988 года по инициативе Совета ветеранов бронепоездов при Московской секции Советского комитета ветеранов войны и Совета ветеранов войны и труда Курского локомотивного депо в городе Курске проходила первая в истории Всесоюзная встреча бывших бойцов бронепоездов Советской армии, посвященная 45-й годовщине Курской битвы. Во встрече участвовали 65 ветеранов от 20 отдельных дивизионов бронепоездов, действовавших на всех фронтах. И Сабир Валиханов не пропустил эту встречу. 

Зимой этого же года в Узбекистан из Москвы приходит ветерану радостное сообщение:
«Здравствуйте, Сабир Алимович! Спешу сообщить, нашелся еще один бронепоездник с 39-го особого дивизиона Лазаренко Василий Никитович. В 39-м с июля 1942 года, прибыл из Москвы, командир бронеплощадки с «катюшами», начальник штаба дивизиона ,под конец службы командир бронепоезда. Живет в Харькове, по улице Гвардейцев — Широнинцев, дом 9, квартира 113. Неплохо бы пригласить его в Брянск в мае 1989 года.
С уважением и самыми благоприятными новогодними пожеланиями Вам и вашей семье!
П.СИДОРОВ.
16 декабря 1988 года».

Пожелание председателя Совета ветеранов-бронепоездников П.Сидорова, которого к сожалению, тогда уже не стало, было выполнено. Сабир Алимович разыскал своего однополчанина. Незабываемой и трогательной до слез была эта встреча в городе Брянске, где на центральной площади 9 мая 1989 года состоялся парад поколений. В колонне ветеранов, не выделяясь чем-то среди других, шли два пожилых, коренастых, неспешных человека. Мелькали шляпы, кепки, армейские фуражки и среди этого моря головных уборов – две тюбетейки. Но, если Сабиру Алимовичу Валиханову, как писал репортер – участник этого торжественного события, на роду написано носить ее, то для украинца Василия Никитича Лазаренко этот головной убор был незауряден.

Об этой встрече Сабир Алимович говорил: «... в июне сорок пятого расстались мы с ним в Люблине, так только вчера и вот, увиделись. Всё это время ничего друг о дружке не знали. Ни-че-го».

И вот их свёл Брянск. Приехали на вторую всесоюзную встречу ветеранов-бронепоездников — один из Ташкента, другой из Харькова и, как говорится носом к носу. Узбек Валиханов, старший военфельдшер, а после начальник санслужбы 39-го особого дивизиона бронепоездов. Украинец Лазаренко командовал бронеплощадкой с «катюшами». Таких дивизионов, оснащенных «катюшами», на всех фронтах было всего четыре. Это из общего количества свыше 500.

«На Висле как-то получили приказ: уничтожить склад и казармы немцев, — вспоминал Сабир Алимович. Но на бронепоезде не добраться. И тогда установили «катюшу» на мотовоз, подкрались ночью, а утром сыграли фашистам «побудку»».

С.А.Валиханов нёс службу в дивизионе бронепоездов российского формирования. Но у него было большое желание рассказать, донести до читателей, и особенно молодого поколения, живые впечатления не столько о своей службе, сколько о подвигах бронепоездников – своих земляков.

(по материалам газеты «Темирйулчи сўзи» 1994 год. Автор Г.Пилипенко)