«Профессия будущего»

Сегодня мы продолжаем рассказывать о Почетных железнодорожниках, удостоенных высокой профессиональной награды в этом году. Наш нынешний гость Тен Сергей Трофимович – машинист электровоза локомотивного депо “Узбекистан” с 40 летним стажем. – Сергей Трофимович, расскажите, как Вы пришли на дорогу?

– После завершения образовательной школы я пришел в приемную комиссию ташкентского техникума железнодорожного транспорта. При сдаче документов я ещё не представлял себе какую профессию выбрать и тогда мне девушка из приемной комиссии подсказала: “Выбирай электрификацию. Скоро все дороги и поезда будут электрифицированы”. Так я выбрал это направление и после окончания техникума по трудовому распределению устроился в депо (в далёкие 80-е годы ТЧ-18). В отделе кадров меня определили помощником машиниста. Подсказанное направление стало интересным и поэтому я очень хотел знать все ньюансы о своей работе. Через некоторое время, то есть в 1986 году направлен учиться в Дорожно-техническую школу машинистов. После завершения обучения, стал трудиться со своим первым наставником – машинистом Ахмат ака Махаматжановым.
– Чему Вы научились у своего мастера?
– Будучи в подмастерьях у Ахмат ака, я обрёл уверенность в себе. Мой наставник уравновешенный человек и весь процесс обучения проходил размеренно. После обкатки на машиниста я стал работать самостоятельно. Жизнь удивительная, если в начале моей трудовой деятельности моим учителем стал Ахмат ака, то через некоторое время, теперь уже я обучал сыновей Ахмат ака всему тому, чему научился у своего мастера. Младший – Ильдар работает в УЭЛ. Старший Руслан работает машинистом в пассажирском движении со мной. Очень хочется верить в то, что я их обучил всему, что умею сам. Очень люблю свою работу, этим и объясняется тот факт, что
отдал ей все 40 лет.
– Расскажите о своей работе?
– Моя работа очень ответственна, в каждую смену перевозим примерно 1000 пассажиров туда и обратно. За месяц выполняем 15-16 рейсов, то есть в каждую смену за моей спиной жизни около 30000 пассажиров, которые доверяют мне. Самое важное в моей работе – ответственность, потому что за нами люди. “Шарк”ом отправляемся по маршруту Ташкент – Бухара, а “Насаф”ом – Ташкент – Карши; Ташкент – Нукуc и Ташкент – Термез. Все поезда водим до Самарканда, там же происходит смена локомотивной бригады. Мы идём отдыхать, на смену приходит другая локомотивная бригада и продолжает путь. Любимый маршрут – Самарканд, протяженностью 350 км по железной дороге, время в пути – 4 часа, невозможно не смотреть вокруг. Красота, да и только. Ещё больше всего мне нравится пейзаж за окном по маршруту в Ферганскую долину. При необходимости наша локомотивная бригада сопровождает руководство правления общества. Его профессионализм, опыт и навыки достойны почтения. Маршруты не выбирает, знает тонкости всех направлений, где небольшой подъем, где можно лавировать, где неровности можно сгладить так, что пассажиры не заметили и поездка стала комфортной для всех в пути.
По словам самого Сергея Трофимовича в его работе нет особой подготовки, важно хорошо отдохнуть до работы и  после. Немаловажна и домашняя благоприятная обстановка. «Все это мне даёт семья. Именно семья провожает и встречает меня”.
– Как Вы проводите свободное время?
– После работы постоянно веду анализ своей поездки – что получилось, а что не так как надо, таким образом веду работу над ошибками, незаметны, но мне не хочется допускать даже мельчайшие погрешности. Сдав смену, сразу хочется побыстрее поехать домой. Свободного времени не очень много, большая часть уходит на отдых и сон. Когда удается выкроить свободное время, с удовольствием выезжаю порыбачить. Мои родители были педагогами. Отец директор школы, а мама учительница русского языка и литературы. Но их век оказался коротким, они ушли из жизни очень рано. Я был представлен сам себе. У Тен никогда не было сожаления об однажды выбранном пути. Всем чем сегодня владеет – знаниями, опытом, навыками, мастерством – он научился у своего первого мастера Ахмат ака. Сергей Трофимович доволен своими достижениями. У него любимая профессия, сорок лет в дороге. Благополучная семья. Умницы дочери. По мнению Сергея Трофимовича, подготовку кадров необходимо начинать
со школы, колледжей. Ведь кадры решают все. Среди его нынешних учеников – Саитов Хуснуддин. Он после завершения курсов машинистов работает помощником. «Я научился от Сергея Трофимовича как надо работать, где какую скорость набирать, где замедлить, как обеспечивать
безопасность. За три года он мне стал отцом. Его наставления касаются не только
работы, но и семейных отношений. Стараюсь во многом ему подражать. Я горжусь своим мастером и очень его уважаю”.
– Какую профессию бы Вы выбрали, если бы появилась такая возможность?
– Если бы у меня появилась возможность начать жизнь с начало, я поступил бы также, без сожаления. Больше всего меня огорчает то, что трудовая деятельность заканчивается. Хотелось бы ещё поработать, обучить больше учеников. Радует то, что есть последователи – проводники идей и взглядов и обновление парка. Был бы ещё мир на земле... По молодости все весело. Романтика – дальняя дорога и другие города. Сложно пришлось в девяностые годы. С приобретением Независимости в начале было трудновато. Но все пережили. Сейчас мы на подъёме. Надеюсь, в дальнейшем пойдет в лучшем русле. Единственное, меня огорчают сложности с дефицитом электроэнергии в стране. Это отражается и на нашей работе. Знаю, что эта проблема решится после введения в эксплуатацию АЭС в Джизакской области.


Умида УМАРХОДЖАЕВА