Телефон доверия (+998 71) 237-99-98Пн. - Пт. с 9-00 по 18-00

Справочная ж/д вокзала 1005круглосуточно

00:34:28 (GMT +5), воскресенье, 30 апреля 2017

История

Указом Президента Республики Узбекистан от 7 ноября 1994 года №УП-982 на базе линейных подразделений, предприятий, организаций и учреждений железнодорожного транспорта, расположенных на территории Республики Узбекистан, была образована Государственно-акционерная железнодорожная компания «Узбекистон темир йуллари».

В 2001 году согласно государственной Программе реформирования железнодорожного транспорта, определенной Указом Президента и постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, унитарное государственное предприятие «Узбекистон темир йуллари» было преобразовано в открытое акционерное общество, где 100% акций принадлежит государству.

Основными задачами отрасли были определены создание единой железнодорожной транспортной сети, модернизация и развитие инфраструктуры, обновление подвижного состава и создание собственной ремонтной базы, поиск альтернативных транспортных коридоров, обеспечивающих выход на мировой рынок, привлечение дополнительного объема транзитных грузов и др.

Было определено, что не подлежат приватизации инфраструктура, Единый диспетчерский центр, локомотивное хозяйство, подразделения по обработке перевозочных документов и аварийно-восстановительных работ, В то же время предприятия, осуществляющие перевозки грузов и пассажиров, а также оказывающие транспортно-экспедиторские и сервисные услуги грузоотправителям и пассажирам, различные сервисные компании и т.д. могут создаваться в различных организационно-правовых формах и функционировать на конкурентной основе.

Во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 24 апреля 2015 года № УП-4720 и совместного заседания Совета компании и единого акционера от 30 апреля 2015 года №59 Государственно-акционерная железнодорожная компания «Узбекистон темир йуллари» была переименована в Акционерное общество «Узбекистон темир йуллари».

В настоящее время АО «Узбекистон темир йуллари» является вертикально интегрированным обществом, так как на ее сводном балансе находятся инфраструктура и подвижной состав (грузовые вагоны и локомотивы).

В состав общества входят 6 региональных железнодорожных узлов с правами юридического лица. К ним относятся станции, дистанции пути, сигнализации и связи, энергоснабжения, локомотивные и вагонные депо, пункты технического и коммерческого осмотра вагонов.

В процессе реформирования в 2002 году в открытые акционерные общества преобразованы предприятия по перевозке грузов в контейнерах –ОАО «Узтемирйулконтейнер», скоропортящейся продукции в рефрижераторных секциях – ОАО «Йулрефтранс», пассажиров в межгосударственном, местном и пригородном сообщении – ОАО «Узтемирйулйуловчи», по ремонту грузовых вагонов ОАО «Узтемирвагон», по строительству и ремонту пассажирских вагонов ОАО «Ташкентский завод по строительству и ремонту пассажирских вагонов».

Проводимые реформы способствовали совершенствованию менеджмента, внедрению корпоративных методов руководства, росту объемов оказываемых услуг, улучшению их качества, привлечению инвестиций, увеличению чистой прибыли и значительному росту капитальных вложений в основной капитал.

За годы независимости в Узбекистане проделана большая работа по формированию новых стальных магистралей. Проложена в песках Кызылкумов железная дорога Навои – Учкудук – Султануиздаг – Нукус, возведен совмещенный железнодорожно-автомобильный мост через реку Амударья, в сложнейших горных условиях построена железная дорога Ташгузар – Бойсун – Кумкурган.

Важное значение мы придаем и модернизации существующей сети железных дорог. За счет заемных средств Азиатского банка развития реализованы два крупных инвестиционных проекта и проведена реабилитация пути на участке Ташкент – Самарканд – Бухара, завершена прокладка волоконно-оптических линий связи протяженностью более 600 км на участке Келес – Бухара. Завершена работа по электрификации железнодорожной линии Тукимачи - Ангрен. Завершено строительство новых железнодорожных линий Янгиер – Джизак и Янгиер – Фархад.

Общество реализовывает ряд проектов по обновлению парка локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов. На предприятиях АО «Узбекистон темир йуллари» освоен серийный выпуск пассажирских и грузовых вагонов. Это, в частности, купейные вагоны с кондиционированием воздуха, наиболее востребованные виды грузовых вагонов – крытые, цистерны для нефтепродуктов, полувагоны и др.

На производство грузовых и пассажирских вагонов получены соответствующие лицензии и сертификаты, вагоны соответствуют стандартам и требованиям колеи 1520 мм, на промышленных предприятиях внедрена система менеджмента качества ИСО 9001-2000. Вагоны в настоящее время уже курсируют по желез­ным дорогам стран СНГ.

Надежность и эффективность электрической тяги на железной дороге по сравнению с тепловозной не вызывает сомнений. Электропоезда проще в принципе, более удобные в эксплуатации и меньше загрязняют окружающую среду, что особенно важно в городских условиях.

Электрификация железных дорог Узбекистана была начата в 1971 году на постоянном токе. Одним из последних проектов была электрификация железнодорожного участка Тукимачи – Ангрен, которая была осуществлена за счет иностранных инвестиций и собственных средств АО «Узбекистон темир йуллари». За счет ввода в эксплуатацию указанного участка железной дороги общая протяженность электрифицированных участков доведена до 1601 км.

Целью проекта являлась замена существующей дизельной тяги на электротягу переменного тока на этом участке, что станет завершением перевода на современные технологии железнодорожных линий всего Ташкентского региона.

На всем протяжении участка внедрены новейшие технологии – системы дистанционного управления СКАДА, контактной сети, тяговых подстанций, микропроцессорной централизации, системы электронных счетов осей и телекоммуникации. Система электроснабжения построена с расчетом движения поездов со скоростью до 160 км/ч.

В ходе строительства были возведены три моста общей протяженностью 265 м, 2258 электроопор, 6 зданий и сооружений для электрических подстанций, дежурных пунктов и централизованного электропоста, оснащенных современным оборудованием и контрольной аппаратурой, обеспечивающими безопасность движения поездов.

Реализация данного проекта позволила сократить в 1,8 раза эксплуатационные расходы, улучшить экологическую ситуацию в регионе и решить проблему трудоустройства с созданием дополнительных 50 рабочих мест. Новый электрифицированный участок повысил пропускную способность дороги, сократил время доставки грузов и пассажиров, уменьшил расходы дизтоплива.

В настоящее время идет реализация инвестиционных проектов по электрификации железнодорожных участков Мароканд – Карши, Карши – Термез и строительству новой электрифицированной железнодорожной линии Ангрен – Пап.

В целях дальнейшего совершенствования пассажирского сообщения на железнодорожном транспорте АО «Узбекистон темир йуллари» при поддержке правительства завершила реализацию инвестиционного проекта «Обновление парка пассажирских ло­комотивов». В результате реализации данного проекта парк локомотивов пополнился на 15 пассажирских электровозов.

Реализация проекта позволила значительно сократить время пребывания в пути пассажиров за счет повышения скорости движения поездов от 100 до 160 км/ч и обеспечило привлекательность железнодорожного пассажирского сообщения по сравнению с другими видами транспорта. Применение асинхронных двигателей (АСД) поставляемых электровозах позволяет сократить потребление электроэнергии на тягу поездов не менее чем на 22%.

Кроме того, применение рекуперативного торможения обеспечивает возврат сэкономленной электроэнергии в тяговую сеть, что снижает затраты на электроэнергию для тяги поездов.

Высокие эксплуатационные характеристики по межремонтным пробегам новых электровозов позволяют практически наполовину сократить затраты на техническое обслуживание электровозов за счет малого потребления смазочных и других экипировочных компонентов.

Новая железнодорожная линия Ташгузар – Бойсун – Кумкурган является первой, построенной в горной местности. Она пересекает горный хребет высотой 1800 м, служащий естественной границей Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областей. Протяженность путей с уклоном 10-18,5‰ на данной линии составляет около 64 км, а с уклоном 5-10‰ – около 35 км. На трассе строительства новой железной дороги воздвигнуты 37 мостов, галерея и тоннель.

Зоны строительства мостов характеризуются отрогами Гиссарского хребта с сильно расчлененным рельефом. Вблизи перевала Акрават трасса проходит вдоль долин рек Чашмаихафизан, Акрават, Шураб, Шерабад. Склоны гор в большинстве имеют крутизну 1.3 - 1; 1,5, долины рек - уклон 18,5‰ с резким изменением высотных отметок и большой крутизной склонов.

Следует отметить, что строительство металлических мостов с длинными пролетами в республике было произведено впервые. В нашей стране опыт изготовления и монтажа металлических пролетов до этого ассоциировался лишь одним примером, а именно проложенным мостом через реку Амударья.

Строительство металлических мостов на новой линии освоено с применением технологии предприятий Японии, имеющих достаточный опыт, необходимый для контроля качества и соблюдения графика строи­тельства.

Эксплуатация новой железной дороги Ташгузар – Бойсун – Кумкурган обеспечивает благоприятные условия для развития различных отраслей промышленности, транспортного обслуживания Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областей, укрепляет суверенитет и независимость республики и повышает эффективность всех секторов народного хозяйства, а также существенно изменяет всю схему транспортно-экономических связей региона.

Важным итогом реализации строительства новой железнодорожной линии является то, что проект полностью реализован силами предприятий Республики Узбекистан. Руководители различных рангов, проектировщики, инженеры, строители, монтажники, рабочие различных специальностей, водители, механики и другие специалисты, участвовавшие в строительстве железной дороги, приобрели бесценный опыт ведения строительно-монтажных работ в непростых природно-климатических условиях, возведения мостов, галерей и других сложнейших сооружений на высокогорье.

Строители получили навыки ведения работ по современным технологиям и методам, ими были освоены различные виды техники. И это немаловажный вклад в дальнейшее развитие железнодорожной инфраструктуры, так как данный накопленный опыт особенно пригодился специалистам отрасли при строительстве новой железнодорожной линии Хайратон – Мазари-Шариф в Афганистане.

В июне 2003 года между президентами Афганистана, Ирана и Узбекистана было подписано соглашение о создании Трансафганского транспортного коридора. Эта задача может быть решена строительством новых железных дорог на направлении Хайратон – Мазари- Шариф – Герат – Кандагар, которые соединят крупные города Афганистана и обеспечат выход на магистрали и Узбекистана, и Ирана. В перспективе может быть проложена железная дорога и по направлению Мазари-Шариф – Кабул с выходом на Пакистан, в результате чего Афганистан свяжет три крупных региона через Узбекистан, Туркменистан, Казахстан, Россию на севере, Пакистан и Индию на востоке и Иран на западе.

Между АО «Узбекистон темир йуллари» и Правительством Исламской Республики Афганистан был подписан контракт по Проекту строительства железной дороги Хайратон – Мазари-Шариф. Официальный старт строительству дан 22 января 2010 года, а 4 ноября 2010 года дорога сдана заказчику. Участие в строительстве данной железнодорожной линии было первым проектом АО «Узбекистон темир йуллари», который реализовался за пределами Республики Узбекистан. Проект включал в себя строительство новой однопутной железнодорожной линии между станцией Хайратон на границе Афганистана Узбекистаном до города Мазари-Шариф, модернизацию железнодорожной станции в Хайратоне, строительство разъездов и нового грузового двора вблизи аэропорта города Мазари-Шариф.

Протяженность данной линии – 75 км, укладка верхнего строения пути – 105 км, в том числе станционных путей 20 км. Трасса проходит по равниной местности, в неорошаемой зоне с максимальным уклоном по трассе в 9‰. Построено 5 станций и 34 единицы искусственных сооружений. С учетом особенностей территории также построены устройства для защиты от песчаных заносов.

Новая железнодорожная линия Хайратон - Мазари-Шариф обеспечивает железнодорожными перевозками наиболее развитые и густонаселенные районы северных провинций Афганистана и способствует развитию сельского хозяйства, промышленности, добычи природного газа и гидроэнергетики в этом регионе. Железная дорога позволяет с минимальными затратами осуществлять грузоперевозки между северными провинциями Афганистана и Узбекистаном, а также другими государствами региона. Кроме того, железная дорога обеспечивает постоянными рабочими местами около 1,5 тыс. человек.

Строительство данного железнодорожного участка является первым этапом в создании Трансафганского коридора, который пройдет в дальнейшем через Шиберган, Анхой, Меймене и Герат, а в дальнейшем позволит Афганистану и Узбекистану выйти на порты Бандер-Аббас и Чахбехар (Иран), Карачи (Пакистан). Организация сквозного железнодорожного движения через данный коридор позволит перевозить грузы, поступающие из Юго-Восточной Азии в Европу более коротким путем, нежели через дальневосточные железнодорожные коридоры.

Повышение скорости движения поездов всегда было одной из главных задач железнодорожного транспорта. В условиях глобализации и развития высоких технологий железнодорожные перевозки играют все более важную роль в международных и отечественных транспортных связях.

В современных условиях дальнейшее развитие и совершенствование экономики немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. От его четкости и надежности во многом зависят трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства, настроение людей, их работоспособность.

Пассажирские перевозки являются важной частью работы железных дорог. Правительство Республики Узбекистан и АО «Узбекистон темир йуллари» уделяют большое внимание развитию пассажирского транспорта, повышению уровня обслуживания пассажиров.

В единой транспортной системе Узбекистана пассажирский железнодорожный транспорт занимает ведущее место в обслуживании населения. Технологические процессы пассажирских перевозок неразрывно связаны с массовым обслуживанием населения. При этом требуется постоянно сохранять оптимальное соотношение между потребностью населения в перевозках и наличием транспортных средств.

Поскольку Правительством Республики Узбекистан уделяется особое внимание развитию железнодорожной инфраструктуры, созданию благоприятных условий для внедрения новых современных технологий в области пассажирских перевозок, испанской стороной было внесено предложение об организации высокоскоростного пассажирского движения по маршруту Ташкент – Самарканд.

В июле 2009 года между АО «Узбекистон темир йуллари» и компанией «Тальго» подписано соглашение о сотрудничестве в железнодорожной отрасли.

На основании данного Меморандума стороны договорились о сотрудничестве в проектах и совместных исследованиях по организации высокоскоростного железнодорожного движения пассажирских поездов в Республике Узбекистан, а также о приобретении высокоскоростного пассажирского поезда «Тальго». Новому скоростному поезду дано название Afrosiyob - в честь городища, в древности располагавшегося на территории нынешней Самаркандской области.

C 8 октября 2011 года начал курсировать высокоскоростной поезд «Afrosiyob» (испанской компании Talgo) номер 161/162 сообщением Ташкент-Самарканд Ташкент.

Новый высокоскоростной поезд курсирует между Ташкентом и Самаркандом наряду с другими электропоездами, обслуживающими данный маршрут. Высокоскоростной поезд «Afrosiyob» проходит 344 км железнодорожного пути за два часа пятнадцать минут. Максимальная скорость составляет 250 км в час.

В состав «Afrosiyob» входят два локомотива и девять комфортабельных вагонов:

– 2 вагона класса VIP (11 мест в вагоне);

– 2 бизнес класса (26 мест в вагоне);

– 4 эконом класса (36 мест в вагоне);

– 1 вагон-бистро.

Современный вид поезду придает, прежде всего, его дизайн – аэродинамический, оптимизированный под воздействие волны давления и бокового ветра. Длина электропоезда составляет 157 м, высота – 4 м. Все салоны оборудованы мягкими, удобными креслами с откидной спинкой и встроенными столиками, а также мониторами для просмотра видео. Все зоны поезда являются зонами для некурящих.

Салоны всех вагонов оснащены вешалками для одежды и местами для хранения крупного багажа, а также традиционными багажными полками. В вагонах созданы необходимые условия для людей с ограниченными возможностями, в третьем вагоне имеется также место со специальным креплением для размещения инвалидных колясок, снабженное кнопкой вызова стюарда. Перемещению инвалидных колясок способствует также то, что пол во всех зонах поезда имеет одинаковый уровень.